Пути, формы и методы работы с обучающимися по модели «колледж - класс» профильного параллельного обучения
Основная цель организации профильного параллельного обучения в ТОГБОУ СПО «Чакинский аграрный техникум» состоит в максимальном раскрытии индивидуальных способностей, формировании профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, нести за него ответственность, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Реализация этой цели при взаимодействии учреждения среднего профессионального образования «Чакинский аграрный техникум» и филиалами МОУ Каменской СОШ в д. Вишни, д. Волхонщино осуществляется при решении следующих практических задач: предоставление общеобразовательному учреждению квалифицированных специалистов для реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения; уменьшение нагрузки обучающихся (используя часы вариативной части учебного плана, предназначенные для профессиональной ориентации для получении дополнительного профильного параллельного образования); использование учебно-методических материалов учреждений среднего профессионального образования, базирующихся на новых информационных технологиях и инновациях в сфере образования; обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений (по совместному использованию кадров, учебно-методических материалов, компьютерной техники); интегрирование полученных знаний на последующих этапах образования (обеспечить поступление на сокращенную программу учреждения среднего профессионального образования на специальность по выбранному профилю). Решение названных задач в ТОГОУ СПО «Чакинский аграрный техникум» осуществляется на основе договоров с филиалами МОУ Каменской СОШ в д. Вишни и д. Волхонщина. Согласованы учебные планы общеобразовательного учреждения и учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования, с использованием часов вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения на изучение старшеклассниками специального подготовительного курса, осуществляющего введение в специальность среднего профессионального образования. Реализация интегрированного учебного плана осуществляется путем создания программно - методического обеспечения на основе межпредметных связей базовых дисциплин учебного плана учреждения среднего профессионального образования: исключено дублирование вопросов в программах смежных дисциплин; выработана единая интерпретация общих научных понятий, законов и теорий, преемственности в их раскрытии на различных этапах обучения в смежных дисциплинах; согласовано во времени изучение смежных дисциплин и использование возможностей предметов для теоретической и практической подготовки обучающихся к изучению других дисциплин; выявлены и введены в содержание смежных дисциплин методологические вопросы, раскрывающие взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, изучаемых по различным предметам и дисциплинам; разработаны единые дидактические основы к выработке у обучающихся общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности (учебно-методические комплексы, рабочие тетради, рекомендации по выполнению докладов, рефератов, мультимедийные презентации по дисциплинам). Профильное параллельное обучение по модели «колледж-класс» в ТОГБОУ СПО «Чакинский аграрный техникум» содержит 3 блока: - информационная работа (включает в себя информирование родителей учащихся и учащихся о возможности продолжения образования в техникуме, об особенностях его образовательных программ, о наборах специальностей, об условиях приема и т.д.), проводится экскурсия в техникум, беседа «Слагаемые выбора профессии», профориентационная игра «Перспектива»; - педагогическая работа (включает в себя оказание помощи педагогическим кадрам школы в реализации профессиональных образовательных программ, разработку и использование учебно-методического материала, применение инновационных технологий обучения); - диагностическая работа (включает в себя диагностику склонностей, интересов школьников, а также возможностей общеобразовательного и учреждения среднего профессионального образования в деятельности по модели обучения «колледж-класс»). В процессе работы преподаватели учитывают и особенности развития самих слушателей «колледж - класса». Среди них можно выделить «условные» группы с учетом своеобразия отношения обучающихся к тем или иным видам учебной деятельности это: «теоретики», «экспериментаторы» и «исполнители». «Теоретики», как правило, проявляют повышенный интерес к теоретическому материалу. «Экспериментаторы» стремятся к быстрой проверке истинности тех или иных теоретических постулатов, стремятся на практических занятиях доказать степень усвояемости теоретического материала. «Исполнители» - это наиболее массовая часть обучающихся по модели «колледж — класс». Наибольшее удовлетворение им доставляет процесс получения знаний для использования их при дальнейшем обучении в среднем профессиональном или высшем учебном заведении. Они всегда готовы выполнять учебные задания преподавателей. Поэтому наряду с основными традиционными формами обучения организована самостоятельная работа учащихся, которая включает в себя: подготовку докладов и рефератов; чтение и прослушивание наиболее актуальных проблем специальных дисциплин; участие в научно-практических студенческих конференциях техникума; взаимное рецензирование и оценка выступлений, докладов, рефератов школьников. Так как при определении основных направлений работы со слушателями «колледж - класса» - должна осуществляться работа по расширению компетентного кругозора слушателей, углублению отраслевой направленности обучения и профориентационной направленности обучения, то важным направлением деятельности ТОГБОУ СПО «Чакинский аграрный техникум» в рамках профильного параллельного обучения является использование возможностей Интернета при подготовке к теоретическим и практическим занятиям, как в общеобразовательном учреждении так и в учреждении среднего профессионального образования. При выборе формы организации обучения слушателей «колледж - класса» преподаватели техникума на каждом занятии руководствуются, прежде всего тем, как она способствует достижению главной цели. Так на занятиях с использованием дистанционного обучения практикуется индивидуальная форма обучения. При этом индивидуальные особенности, уровень предыдущей подготовки и склонности слушателей « колледж-класса» соблюдаются наиболее полно. Результатом работы по модели «колледж - класс» является целенаправленное и организованное привлечение и использование образовательных ресурсов, приобретение слушателями компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в учреждениях среднего профессионального образования, повышение степени укомплектования учреждений среднего профессионального образования.