ТРУДОУСТРОЙСТВО
Трудоустройство представляет собой комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения.
В общем, понятие трудоустройства включает в себя все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательскую деятельность, индивидуальную трудовую деятельность, участие в общественных или сезонных работах и т.п.
Процесс трудоустройства представляет собой осуществление действий по поиску подходящей работы и устройства на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для заполнения имеющихся вакансий.
РОЛЬ И МЕСТО СЛУЖБЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА
Профессиональная школа во многом адекватно реагирует на процессы, связанные с формирующимся спросом на рынке труда: в значительной мере изменилось содержание и структура подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования. В деятельности по содействию занятости выпускников можно выделить 4 главные группы задач, соответствующие направлениям Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования:
1. Непосредственная деятельность по трудоустройству. Организация стажировок и практик, временная занятость, трудоустройство по окончании ОУ.
2. Предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда. Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг.
3. Переподготовка и дополнительное профессиональное обучение не занятых выпускников. Организация дополнительных курсов в рамках существующих в ОУ учебных программ, «второе образование», краткосрочные программы переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников ОУ.
4. Стратегические задачи по содействию трудоустройству. Работа с сельскохозяйственными предприятиями и другими работодателями, анализ спроса на специалистов, прогноз развития ситуации, определение специфики ОУ на рынке образовательных услуг, взаимодействие с другими ОУ, органами власти, общественными организациями, определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в данном ОУ.
Функции службы содействия трудоустройству (занятости) выпускников:
a) стратегия выпуска: целевая группа работодателей, сегмент ОУ, специфика образовательных программ;
б) профориентация: работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации;
в) выработка рекомендаций по корректировке учебных планов - в соответствие с текущими требованиями работодателей, в соответствие с перспективами рынка труда;
г) стратегия взаимодействия с центрами повышения квалификации и другими подобными организациями;
д) взаимодействие с работодателями: презентации профессий, семинары и конференции, постоянная работа;
е) взаимодействие с другими центрами содействия занятости, администрацией, районами.
Основные задачи службы содействия трудоустройству выпускников
I. Непосредственно касающиеся трудоустройства студентов и выпускников:
1. Стажировки (практика).
2. Временная занятость (во время обучения).
3. Трудоустройство после окончания техникума.
II. Решающие стратегические задачи, обеспечивающие трудоустройство студентов и выпускников (служба содействия занятости):
1. Определение особенностей и актуальности программ обучения в техникуме, сравнение их с программами других техникумов, готовящими специалистов по той же тематике, выявление сильных и слабых сторон обучения в данном техникуме, определение своей специфики, своего сегмента на рынке образовательных услуг.
2. Определение «целевой группы» – предприятий (групп предприятий), для которых техникум готовит специалистов.
3. Работа с выпускниками: создание базы данных.
4. Работа со студентами, ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозах о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству и отвечающей задачам службы.
5. Взаимодействие с работодателями, проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия техникума с предприятиями.
Стратегия поиска работы.
Поиск работы у выпускников техникума, как правило, затруднен отсутствием очень важного (с точки зрения работодателя) момента, а именно – опыта работы.
Работодатель постепенно (даже в государственном секторе) овладевает современными технологиями поиска и отбора кандидатов на высокооплачиваемую и престижную работу. В государстве сегодня действует достаточно развитая сеть различных компаний, агентств и т.п., которые помогают найти наиболее ценных специалистов для работодателей.
Поэтому нужно хорошо знать, как компании и агентства это делают, чтобы не набираться опыта ценой собственных ошибок, теряя на это время, а использовать эффективные методы и приемы, имеющиеся в этой области.
Многие из студентов-старшекурсников и выпускников учреждений профессионального образования, приходя в существующие структуры по поиску работы, надеются, что там её подберут. Да, возможно им это сделают, но это будут вакансии, имеющиеся в наличии в настоящий момент. А вот будет ли это работа, которая принесет не только финансовый доход, но и увлечет и станет главной профессией в жизни? Это еще вопрос.
Перед тем как приступить к поиску работы, соискателю необходимо разобраться в своих личных потребностях и целях.
Для начала попробуйте определиться с видом деятельности, которым вам хотелось бы заниматься.
Составьте список видов деятельности, которыми вам приходилось заниматься до этого момента. Он может включать в себя не только ваш опыт работы во время летней практики или в стройотряде, но это может быть и любая общественная нагрузка (например: староста группы, командир стройотряда и т.п.), спортивное увлечение и тому подобные занятия. Затем проанализируйте этот список с точки зрения удовлетворенности данным видом деятельности и попробуйте выявить закономерности. Это даст вам возможность сузить поиск работы в определенной области деятельности, которая очевидно будет приносить вам удовлетворение.
Следующий этап – выясните, на что вы годитесь, как исполнитель работы.
Вернитесь к тому же списку и проанализируйте его с точки зрения собственного профессионализма. Попробуйте оценить качество выполненной вами работы и попытайтесь вспомнить какие-нибудь результаты и достижения.
В ходе выполнения этих этапов вы получите общее представление о том, что вам нравится, а что не нравится, а также о том, сможете ли вы выполнять ту или иную работу.
Следующий шаг – составьте список пожеланий, отвечающих на вопрос:
«Чего я жду от своей работы?», и оцените каждое пожелание с точки зрения его важности для вас.
Теперь вы готовы сформулировать цели, которые обеспечат разумный баланс между тем, что вы хотели бы получить в идеале, и тем, на что у вас есть весьма приличные шансы рассчитывать.
Следующий этап вашей деятельности по поиску работы – выбор стратегических целей. Вам необходимо сосредоточиться на том, что у вас в настоящее время есть, а не на том, что могло бы быть или должно бы быть.
Это процесс можно разделить на следующие этапы:
1. Составьте список возможных вариантов работы – т.е. видов работ, которые приемлемы или даже весьма желательны для вас.
2. Проанализируйте этот список с точки зрения их реальности.
3. Если вы нашли реальные варианты работы и действительно являетесь вполне конкурентоспособным кандидатом, то вам необходимо выяснить, соответствуют ли практические аспекты найденных вариантов вашим основным финансовым и жизненным потребностям.
Прежде чем заняться тем или иным видом деятельности, было бы весьма полезно расширить свои представления о нем, прислушавшись к мнению тех специалистов, кто хорошо знаком с этим видом. Поэтому не ограничивайте свой круг общения. А если вам представился шанс поговорить с тем, кто может поделиться полезной информацией о работе по определенной специальности, сделайте все, чтобы не упустить его. Не стесняйтесь задавать вопросы. В любой работе существуют определенные моменты, которые необходимо узнать, чтобы составить о ней общее представление.
Как составить хорошее резюме
Вы уже провели анализ своих потребностей и возможностей, сформулировали цели, выбрали желаемую сферу деятельности и подобрали более конкретные варианты подходящей для вас работы. Поздравляем, теперь вы готовы к написанию резюме.
Само по себе резюме, даже самое хорошее, никому работы не дает. Но оно дает вам шанс выделиться в потоке информации, попадающей в компанию или в кадровое агентство. Хорошо составленное резюме увеличивает ваши шансы заинтересовать работодателя своей кандидатурой и получить приглашение на личное собеседование. Каким должно быть резюме, чтобы успешно решить эту задачу?
Прежде чем приступить к написанию резюме, следует определить его тип. Резюме бывает трех типов.
Хронологическое – представляет ваш послужной список и трудовые достижения в хронологической последовательности (прямой или обратной). Самый распространенный сегодня тип и самый привычный для работодателей.
Функциональное – представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ.
Комбинированный – обладает признаками выше перечисленных, не только демонстрирует вашу квалификацию и достижения, но и позволяет получить четкое представление о вашей трудовой биографии.
Единого стандарта для составления резюме не существует. Наиболее привычным для кадровиков является краткое (на 1-2 страницы) резюме, составленное по хронологическому принципу.
Есть несколько главных требований, выполняя которые вы делаете свое резюме более эффективным. Это:
1. Целенаправленность. Хорошо, если из резюме легко понять, на какую работу вы претендуете, и почему вас могут рассматривать как достойного кандидата для этой работы.
2. Удобство восприятия резюме. У человека, просматривающего пачку резюме, для первичного ознакомления с каждым из них обычно есть 1-2 минуты. После этого резюме будет либо отобрано для более детального изучения и возможной работы с вами как с кандидатом, либо отправлено в базу данных (в лучшем случае), либо выброшено. Для удобства восприятия резюме должно быть хорошо структурированным, достаточно крупно и красиво отпечатанным или разборчиво написанным, а также не содержать второстепенных сведений и подробностей (например, о родителях, вероисповедании и т.д.).
3. Культура составления и оформления. Грамматические ошибки, корявый язык, опечатки, рукописное оформление и другие подобные изъяны не делают чести автору резюме. При прочих равных условиях в первую очередь заинтересуются тем кандидатом, чье резюме культурно оформлено. Неудачные резюме обычно являются результатом несоблюдения указанных выше основных требований.
Основные разделы резюме.
Анкетные данные. Данный раздел является заголовком резюме. В первую очередь напишите фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона. Данные помещаются вверху страницы, выравниваются по центру или по левому краю. Чтобы выделить их из основного текста, можно применить:
более крупный шрифт (примерно 18-20);
полужирный шрифт основного размера (14);
набрать весь текст прописными буквами;
набрать прописными буквами только фамилию, имя и отчество.
Цель. Как правило, это предложение, в котором излагается на какую именно должность или рабочее место вы претендуете. Это очень важная часть документа. Когда в организацию или агентство приходит резюме, то сотруднику (часто секретарю) нужно быстро определить, в качестве претендента на какую должность может рассматриваться автор резюме. Если это указано, то меньше шансов, что резюме окажется нерассмотренным. Также проще поместить такое резюме в базе данных для рассмотрения в будущем. Опасно в разделе "Цель" указывать много существенно различающихся вариантов возможной работы. Это плохо смотрится (человек сам не знает, в чем он специалист). В случаях, когда человек по своему опыту может обоснованно претендовать на существенно различные должности, лучше составить разные варианты резюме.
Все, что написано в резюме после раздела "Цель" должно являться обоснованием того, что человек является действительно сильным и интересным кандидатом на ту работу, которая указана в разделе "Цель".
Раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме только в том случае, если вы хотите получить конкретное рабочее место. Не стоит включать этот раздел также в том случае, если вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме, рассылая его в различные организации, предлагающие самые разнообразные вакансии.
Квалификация. Одно или несколько предложений, обобщающих основные моменты вашей профессиональной квалификации или каких-либо особенностей, на которых вы хотите акцентировать внимание работодателя. Этот раздел поясняет, что вы можете предложить работодателю.
Образование. При написании данного раздела вы должны учитывать два основных момента. Первое – как давно вы получили свое образование, и второе – насколько полученное вами образование связано с тем видом деятельности, которым вы собираетесь заниматься.
В этом разделе не обязательно придерживаться прямого или обратного хронологического порядка. На первое место следует поставить то образование, которое является основным с точки зрения сформулированной выше цели.
Записи должны быть четкими. Из них должно следовать не то, что вы где-то учились, а то, что вы закончили обучение и получили конкретный диплом (для основного образования).
Что касается дополнительного образования и повышения квалификации (курсы, тренинги и т.п.), то указывать следует только то, что соответствует цели.
Этот раздел должен содержать сведения о квалификации, присвоенной по окончании учебного заведения, о специальности (если она имеет непосредственное отношение к желаемой работе), о достижениях, связанных с учебой.
Если вы недавно окончили учебное заведение и не имеете достаточного опыта работы, данный раздел следует поместить перед разделом «Опыт работы».
Опыт работы (если он имеется). Это ваша профессиональная, или трудовая биография. Перечень видов деятельности, которыми вам приходилось заниматься, а также сфера ответственности и общие обязанности, связанные с этими видами деятельности.
Этот раздел, несомненно, важнейшая часть резюме, поэтому ему следует уделить особое внимание. Работодатели в большинстве случаев склонны рассматривать кандидата с точки зрения того, носителем какого конкретного опыта он является. Стало общепринятым описывать опыт в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы. Наиболее типичная ошибка составителей резюме заключается в том, что раздел "Опыт работы" является не более чем выпиской из трудовой книжки. Важно дать краткое описание того, в чем заключались ваши конкретные функции, каковы были ваши результаты и достижения. Даже, если вы обязаны соблюдать коммерческую тайну, можно найти способ отразить это без нарушения обязательств.
Каждый пункт раздела должен содержать следующую информацию:
название должности (если таковое было),
название предприятия (организации),
календарный период пребывания в этой должности (для резюме хронологического и комбинированного типа),
ваша общая сфера ответственности и важнейшие обязанности,
ваши достижения.
Дополнительные сведения. Помимо того, что приведено в прилагаемом образце резюме, можно указать и другие сведения, которые могут позитивно заинтересовать работодателя или агентство. Например, личностные качества, готовность к работе с ненормированным рабочим днем и командировками, наличие деловых связей и др.
Общая информация. Дату и, тем более, место рождения указывать не обязательно. Но многие российские кадровики и руководители считают это важным. В общей информации можно также сообщить о своем семейном положении. Особенно важно это для женщин. Иногда в резюме можно указать, кто готов дать отзыв о вашей работе. Но это не обязательно. Возможность проверки отзывов обычно подразумевается как нечто само собой разумеющееся.
Оформление. Резюме должно быть четко и красиво отпечатано, чтобы его удобно было читать. Не следует увлекаться детализацией и делать резюме объемным. Для молодого специалиста целесообразно уложиться в одну страницу, для специалиста с большим опытом - не более двух, как правило. Используйте один шрифт одного размера, без завитушек (резюме не свадебное приглашение). Выделения жирным шрифтом и подчеркиванием необходимо свести к минимуму (например, можно выделить названия разделов резюме и названия мест работы). Цвет шрифта должен быть черным, бумага – белой.
Внимание - оплата труда! Работодатель предлагает вам заполнить анкету, содержащую, в том числе и вопрос об оплате труда. Отказаться от заполнения или не отвечать на данный вопрос анкеты невозможно. Но ожидаемую оплату можно и не указывать, особенно, ели вы только приступаете к поиску работы. Перечисленные ниже принципы подходят как для анкеты, так и для резюме.
Есть смысл указывать ее в тех случаях, когда вы считаете себя конкурентоспособным на рынке труда, когда вы уверены в активном отклике на свое резюме и хотите освободить себя от траты времени на рассмотрение малоинтересных вариантов. Откликов на резюме с указанием зарплаты будет меньше, но они в большей степени будут соответствовать вашим ожиданиям.
Рассылая резюме без указания ожидаемой оплаты, вы получаете возможность совместить поиск работы с исследованием реального уровня оплаты труда на сегодняшнем рынке. Полученная таким образом информация, достовернее того, что вы можете найти в средствах массовой информации.
Если вы решили указывать оплату труда в резюме, то давайте нижнюю границу (от ...), с которой вы готовы начать, если работа соответствует другим вашим требованиям. В случае если дело дойдет до предложения выходить на работу, то всегда можно найти моменты, по которым реальная работа не вполне соответствует вашим требованиям, и, отталкиваясь от этого, вести торг.
Вопрос о зарплате весьма непростой, поэтому по возможности отложите эту тему на возможно более поздний срок. О том, как обсуждать с потенциальным работодателем вопросы оплаты труда и договариваться о более выгодных условиях, пойдет речь ниже.
Составив вариант резюме, попробуйте войти в роль потенциального работодателя и посмотреть на ваше резюме его глазами. И, возможно, вам станет ясным, как улучшить резюме и сделать его более эффективным.
ОБРАЗЕЦ РЕЗЮМЕ:
ВЕТРОВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
383510, р.п. Ржакса Тамбовской области, ул.Службаальная, 2, кв. 6.
Тел.: (9475) 2-55-53 (дом.)
ЦЕЛЬ
Получение должности техника-механика в с/х предприятии, оплата от 10000 руб.
ОБРАЗОВАНИЕ
2005-2009
ТОГБОУ СПО «Чакинский аграрный техникум»
2008
Курсы вождения
2009
Курсы операторов ПК
ОПЫТ РАБОТЫ
Участие в организации и проведении ремонта с/х техники во время преддипломной практики, составление договоров.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Немецкий язык (могу изъясняться и работать с профессиональной документацией со словарем). PC - пользователь (WinWord, Excel, MS-Office). Водительские права кат. В, опыт вождения 2 года. Личного автомобиля нет. Женат.
Дата и место рождения: 28 мая 1990 г., р.п. Ржакса Тамбовской области
не рекомендуется:
Избегайте повествования от первого лица.
Не допускайте ошибок и опечаток.
Избегайте сокращений и аббревиатур, которые никому не известны.
Старайтесь не писать длинных предложений витиеватым стилем. Пишите простым языком.
Не используйте чрезмерно превосходные степени.